Физика с ВВ
Образование - это только начало... Начинайте правильно!
Истории ошибок родителей
Оглавление
Предисловие
За 11 лет практики скопилось много различных историй про учеников и их родителей, которые определенным образом повлияли на подготовку к ЕГЭ по физике или на результат. И не все из них положительные. Хотелось бы поделиться некоторыми из них.
Чтобы не распространять личные данные клиентов – будут два персонажа: «Ученик» и «Родитель», точные баллы Ученика и год не приводятся – только диапазон для понимания ситуации.
Тяжело, но ты справишься!
В 202X году ученик начал подготовку вместе с группой с сентября, будучи в 11 классе. Все было хорошо, мотивации хватало, домашние задания выполнялись всегда и почти в полном объеме, но к концу осени начались проблемы с успеваемостью. Ученик перестал успевать отработать все, что проходили на занятии, и сделать домашние задания. Это продолжалось 2 месяца, разговоры с родителями не приводили к успеху. По сути ругать было не за что – Ученик действительно не успевал, так как было много другой нагрузки по школе (один из топовых физмат лицеев Москвы). Было понятно, что чем дальше, тем только хуже. Я предлагал родителям хоть как-то упростить ситуацию и расставить приоритеты по нагрузкам – считаю, что в 11 классе ЕГЭ намного важнее, чем конкретные оценки по предметам в школе (у меня был как-то ученик, который по физике имел «3», а сдал в итоге на 96 баллов и поступил в ВУЗ, в который не смогли поступить все отличники в его классе).
В итоге (у меня это в практике произошло впервые) произошел "срыв" ученика. Я точно не знаю, как и где это произошло, но однажды родитель позвонил и сообщил, что ближайший месяц ученик не сможет посещать занятия, так как не хочет ничего делать. Его отвели к психологу. Оказалось, что у него было психическое и физическое истощение. Врачи посоветовали увезти его на отдых на природу хотя бы на две недели. Где-то в начале весны мне снова написали, что хотят немного продолжить занятия, чтобы хоть как-то сдать. В итоге ученик сдал на 65-70 баллов, хотя осенью я прогнозировал уверенные 80+ (мне хватает опыта, чтобы понять, на сколько ребята могут сдать еще в середине подготовки). Немного обидно, что в итоге он закончил ту самую школу, значит, отсутствие в месяц или два в школе не было в итоге столь критичным, а значит, можно было заранее не просто понять проблему, а решить её еще до тяжелых последствий.
Такая возможность есть не у всех, поэтому делай вот так! Потом спасибо скажешь!
Итак, родитель работает на "уважаемой" должности в "уважаемой" компании или просто имеет некоторые возможности для продвижения своего ребенка в этой компании после окончания ВУЗа. Поэтому, и это, вроде бы, даже логично, прикладывает все усилия, чтобы выбор ученика был в определенном направлении. Итог не всегда будет положительным.

В 202X году, летом, была предварительная беседа до начала подготовки с родителем и учеником. Так вышло, что родитель в самом начале очной встречи задержался на 2 минуты в коридоре, и была возможность задать пару вопросов ученику:
Ты сам сюда пришел или тебя привели?
– Привели
Тебе нравится физика?
– Нет
Ты хочешь готовиться в ЕГЭ по физике?
– Нет.
Все было понятно, но в диалоге с родителем в итоге договорились с согласием ученика на некоторый испытательный срок – "вдруг понравится". В итоге, уже после экзаменов, я узнал, что оказывается действительно понравилось – но не "моя физика", а атмосфера занятий и дружеские отношения в группе, некоторое соревнование между ребятами внутри группы и между группами. Результат: 95-100 баллов. Родитель доволен, так как думали, что будет меньше. Но этот результат дался крайне сложно самому ученику. Но это не главное. В итоге, так как ученик сдавал несколько предметов, то всё-таки поступил совершенно не по этому профилю (гуманитарное направление), который предполагал родитель. Мне было совершенно досадно, что такие высокие баллы просто были "выброшены", ну и родитель зря потратил нервы и деньги.

Есть еще одна похожая история (202X):
Результат: 70-75, поступление в намеченный родителями ВУЗ, через 1 год ученик самостоятельно отчислился и перепоступил в другой ВУЗ, в который сам хотел изначально. 1 год на исправление и в итоге отстаивание своего мнения – это досадно.

Еще похожая история (201X):
Результаты: 65-90
Сразу 4-е человека поступали на целевое – 1 общий знакомый родителей и все сразу так захотели, чтобы их дети пошли по этой программе.
Итог: 1 ученик действительно остался, и у него высокие достижения и развитие на этом предприятии, карьера и т.д. Он сам это выбрал и был очень рад и справился со всеми трудностями. 3-е оставшихся учеников отчислились на 3-м курсе, так как появилась возможность (из-за реорганизации в компании) не выплачивать компенсацию за обучение в случае отказа от дальнейшего сотрудничества и в том числе в случае отчисления, чем ребята тут же и воспользовались.
То, в чем ты профессионал, тебе не пригодится!
202X год, два ученика. Как я понял из разговоров на перерывах, у ребят отличное знание английского языка, с какими-то (я не очень разбираюсь) выдающимися уровнями. При этом есть очень много мыслей, куда поступать и где найти применение этому. На мои вопросы – а почему же физика тогда – либо не отвечали, либо как-то сухо, что так надо. Как оказалось позднее – "надо" - было совсем не их желанием. При этом родители создали дополнительную мотивацию для учеников в виде каких-то бонусов в случае успешной сдачи и поступления. Хотя желания что-то учить или решать я так и не увидел. Всё "из-под палки". Всегда дотягивали до последнего. Результаты: 55-60 и 60-65, очень средние результаты. Как-то встретил одного из них, на вопрос "как дела с учебой" – всё сложно, сессия завалена, в планах взять академ. На самом деле подготовиться и поступить бывает не так сложно, как потом еще учиться надо. И там физика превращается в другие технические предметы по профилю.
Выводы
По опыту скажу следующее:
- в школе бывает легко, а бывает сложно. Это зависит от уровня школы или от какого-то конкретного преподавателя.
- школа в первую очередь настроена на то, чтобы "все сдали".
- есть принципиальные учителя, которые больше хотят пройти школьную программу, а не подготовить к экзамену.
- топовые школы – это прекрасно, но если вашему ребенку сложно, то возможно стоит сменить его профиль, либо поменять школу.
- нужно не только вникать в проблемы своих детей, но и помогать им их решить - не ужесточать контроль или заставлять, а именно помочь решить проблему мирными путями.
- я очень радуюсь, когда занимаюсь со "свободными" учениками – потому что им легко, они не так устают от всего и на занятиях всегда "живые", и в среднем их результаты выше.
- не стоит делать выбор за своих детей, только потому что вам "виднее" и "больше опыта". Помните, что если в итоге вы ошиблись с выбором для ребёнка, то когда он повзрослеет, то всегда будет винить вас, даже если не скажет об этом вслух.

А если ошибся ребенок, то:
1. Он сделает выводы и попробует еще раз – в этом нет ничего плохого.
2. Поддержите его, если он хочет что-то изменить, если ему не понравилось.
3. Ошибки в принятых решениях – это тоже опыт, напомните ему об этом. Нужно искать возможности, а не причины.

- чаще обсуждайте планы ребенка на будущее, не давите, если вас "не устраивает" план ребенка, а попросите его аргументировать свой план.
Лучше, если у ребенка будет "плохой" план, чем его отсутствие.
Все наблюдения и советы были сформированы исходя из личной практики преподавания
Получите бесплатную консультацию от
100-балльника
Знаю о ЕГЭ больше, чем сам ЕГЭ знает о себе :)
ИЛИ
Оставьте заявку на звонок
Оставьте пустым, если не принципиально :)